Выбрать курс
Телефон должен быть в формате
Х ХХХ ХХХ-ХХ-ХХ1

Подтвердите свое согласие на обработку персональных данных. Мы обязуемся использовать полученную информацию только внутри нашей компании, и не передавать третьим лицам.

Подробнее.

Начни бесплатно

0 д.

00:00:00

Нужно ли ребенку программирование: ответы на актуальные вопросы.

Программирование ‒ творческий процесс, который вызывает у детей неподдельный интерес. Создание игр и музыкальных программ, оформление сайтов и игры с кодами ‒ то, что может выполнить ребенок; эти процессы далеки от написания алгоритмов и обработки данных в больших объемах, чем занимаются профессиональные программисты.

Необходимость изучения программирования

Жан Пиаже ‒ идеолог конструктивизма в сфере педагогики ‒ уверен, что дети, которые занимаются программированием, быстрее усваивают материал и умеют не только формировать мысли, но и делать выводы. Программирование позволяет им самостоятельно создавать знания, а не пассивно получать их. В процессе изучения данной сферы у ребенка развиваются:

  • вычислительное мышление и способность решать задачи сложных уровней. Как только ученик узнает, как разделить задачу на составляющие, найти в каждом элементе общее и избавиться от лишнего, он сможет решать любые задачи в совершенно разных направлениях;
  • креативное мышление, которое активизируется в процессе создания анимаций, игры, художественных элементов. При обучении используются Scratch, Alice, Kodu ‒ инструменты, которые выступают источниками вдохновения и позволяют ребенку без труда выразить свое «я»;
  • стремление к обучению. В случае неисправности программного обеспечения у ребенка возникает желание найти причину поломки и самостоятельно устранить проблему. Программирование позволяет получить опыт на собственных ошибках без чувства стыда или неловкости. Как правило, неисправность ПО кроется в неверно заданной команде или кодовой ошибке;
  • самовыражение. Создание программ и цифровых элементов становится любимым занятием детей любого возраста. Таким образом они могут применить свои знания на практике и продемонстрировать их окружающим.Вовлечению в учебный процесс способствует и то, что каждый созданный ребенком объект — это выражение его мыслей и чувств. При программировании дети могут не только задавать вопросы, но и находить на них ответы.

Возрастные рекомендации по обучению

У обучения в школах программирования для детей нет возрастного ценза: заниматься решением цифровых задач могут и дети, и люди старшего поколения. Благодаря тому, что разработчики представляют большое количество программ, выстроенных в игровой форме, сделать первые шаги в программировании могут дети в возрасте 2-3 лет.

Языки Scratch, Kodable, Пиктомир ориентированы для дошкольников: справиться с ними могут и те, кто не владеет навыками письма и чтения. Кодинг изучается в игровом формате и приносит детям не только пользу, но и удовольствие. Процесс обучения основам программирования рекомендуется совмещать с изучением английского языка.

Оптимальным для развития детских навыком считается возраст с 7 до 8 лет: специалисты рекомендуют начинать изучение алгоритмов, основ программирования игр, написания приложений и пробовать обработку медиафайлов.

Способности к самостоятельной разработке программ и приложений формируются в промежутке с 9 до 15 лет: в этом возрасте можно освоить ActionScript и Pascal, после чего приступить к знакомству с языком С++. Это позволит в дальнейшем овладеть другими языками и эффективными инструментами.

Способы мотивации ребенка к изучению программирования

Для того чтобы у ученика появился интерес к изучению нового направления, необходимо увлечь и заинтересовать его. Педагоги школ программирования для детей, как правило, пользуются различными методиками в зависимости от психологических особенностей ребенка:

  • привлечение внимания возможностями применения программ и демонстрация эффективности на практике: отправление сообщений с мобильного телефона, контроль работы бытовой техники, отслеживание скорости передвижения автомобиля;
  • изучение соответствующей литературы. Метод актуален при обучении детей в возрасте 8-10 лет. Необходимая информация излагается простым и доступным для ребенка языком;
  • посещение детских курсов программирования. Как известно, в компании единомышленников интерес появляется быстрее, и успех достигается легче;
  • поиск определенного направления. В ИТ-индустрии более 20 профессий, из которых можно выбрать ту, что придется по вкусу; не обязательно это должно быть программирование;
  • участие взрослых и их неподдельный интерес к происходящему станут лучшим стимулом к достижению новых высот.

Согласно мнению ученых, совместное участие в компьютерных играх ребенка и взрослого научит работать в команде и легче преодолевать жизненные трудности.

Процесс обучения: на что должны обратить внимание взрослые?

Главная задача каждого родителя ‒ обратить внимание на увлечения ребенка и позволить ему развиваться в выбранном направлении. Многие уверены, что обучение программированию доступно только тем, кто закончил соответствующее высшее учебное заведение и занимается этим профессионально. Однако для обучения детей азам программирования необязательно быть специалистом в сфере ИТ-технологий. Кроме того, практика показывает, что детям гораздо проще понять суть, чем взрослым.

Рекомендуется определить конкретную цель и составлять план решения задач для ее достижения. Для того чтобы ребенок стал опытным пользователем, совершенно не обязательно проводить углубленное изучение языка С++. Достаточно освоить Web- и Скретч-программирование для детей.

Актуальными будут и учебные курсы, посещение которых, как правило, формирует глубокий интерес. С течением времени ребенок учится выстраивать алгоритмы и осваивает базовые понятия, после чего переходит к более сложному программированию. Важно помнить, что от первого знакомства с программированием зависит появление или отсутствие у ребенка интереса в дальнейшем. Взрослые должны проявлять терпение, спокойствие и сдержанность, выражая понимание по отношению к ребенку.

Онлайн- или офлайн-обучение

В настоящее время проходить обучение программированию можно в онлайн-формате или же посещая стандартные курсы. У каждой формы обучения есть и плюсы, и минусы. К преимуществам занятий по программированию для детей в офлайн-формате следует отнести:

  • активизацию слуховой, зрительной и ассоциативной памяти, развитие моторики и быстрое усвоение информации;
  • возможность получить исчерпывающий ответ на любой вопрос;
  • расширение круга общения в процессе обучения;
  • выработку дисциплины и получение опыта в решении стандартных задач.
  • Методические материалы формируются и подаются в удобной и доступной форме. Основной акцент делается на получении практических навыков. Главное преимущество такого обучения в том, что в сети можно найти даже бесплатные курсы.

Единственным недостатком такого обучения является сложность контроля обучаемости и получаемых знаний. Ученик должен быть организованным человеком, что способствует успешному освоению образовательного курса.

Полезные ресурсы

В сети можно найти большое количество ресурсов, посредством которых дети могут совершенствовать навыки в области программирования. Полезная информация часто размещается на сайтах школ программирования для детей: специалисты делятся с пользователями интенсивами, видеороликами и информационным контентом.

У Scratch-программирования для детей есть виртуальное сообщество, участники которого могут делиться мнениями и собственным опытом. Здесь состоят не только дети, но и взрослые ‒ педагоги и родители. В открытом доступе находятся обучающие материалы, задачи и идеи программирования.

Javascript.ru ‒ портал с бесплатными учебниками по Javascript, составленными доступным языком.

Как видите, способов увлечь ребенка программированием немало. Вам остается только выбрать наиболее подходящий.


Программирование для детей

Этот сайт использует Cookies

Политика конфиденциальности и Правовая информация